В Челябинской области выявлены фантомные предприятия, производящие и поставляющие молочную продукцию в социальные учреждения соседнего региона
Управлением Россельхознадзора по Челябинской и Курганской областям совместно с сотрудниками прокуратуры Орджоникидзевского района города Магнитогорска Челябинской области 17 мая 2022 года были проведены контрольно-надзорные мероприятия в отношении 2-х предприятий, осуществляющих производство и фасовку сливочного масла и сыра (обе организации зарегистрированы по одному адресу: Челябинская область, город Магнитогорск). Впоследствии продукция направлялась в город Тюмень, а оттуда в 17 детских дошкольных учреждений Тюменской области, ЯНАО и ХМАО.
При анализе ветеринарно-сопроводительных документов во ФГИС «Меркурий» должностными лицами Управления Россельхознадзора были выявлены нарушения обязательных требований ветеринарного законодательства Российской Федерации.
Так, оба предприятия заявили декларации о соответствии на молочную продукцию, которые были оформлены на основании заключений лаборатории ООО «Тюменский независимый сертификационно-испытательный центр».
Данный центр включен в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза, но не имеет области аккредитации на исследования продукции по необходимым показателям (массовой доли антибиотиков: левомицетина, тетрациклиновой группы, стрептомицина, пенициллина; радиологические исследования и показатели массовой доли пестицидов и афлатоксинов).
Следовательно, протоколы испытаний нельзя считать основанием для использования их при процедуре декларирования.
Во время выезда по указанному адресу Управлением Россельхознадзора совместно с прокуратурой установлено: деятельность по фасовке масла и сыра на данных производственных площадках по указанному адресу не осуществляется (в помещениях не было ни продукции, ни оборудования) и осуществляться не могла в связи с несоответствием производственной площади и объемом выпускаемой продукции.
Согласно информации, полученной из ФГИС «Меркурий», по состоянию на 17 мая на предприятиях должно было находиться 90,5 тонны масложировой продукции, в то время как арендуемая производственная площадь всего 83,2 кв. м, а площадь холодильных камер не превышает 15 кв. м, которые не смогли бы вместить всей заявленной продукции (другие холодильные камеры для хранения готовой продукции на предприятии отсутствуют).
В соответствии с входящими ветеринарными сопроводительными документами и товарно-транспортными накладными на предприятие в среднем в день якобы поступает сырья от 500 кг до 12 тонн; отправляется в компанию города Тюмени от 1 до 43 тонн произведенного масла и сыра.
При этом парковочное место, где осуществляются разгрузочно-погрузочные работы, не позволило бы вместить весь поступающий крупногабаритный автотранспорт.
Все это вызывает сомнение о реальном перемещении такого объема продукции.
Кроме того, при мониторинге в ФГИС «Меркурий» Управление Россельхознадзора установило, что в апреле на предприятие ООО «С.» в качестве сырья поступила 151 тонна сливочного масла, из которой было произведена 231 тонна; в мае получено в качестве сырья 8 тонн масла, из которых выработано 66 тонн.
Это говорит о том, что объем поступившего сырья не соответствует объему готовой продукции, и на предприятиях происходит незаконное добавление в оборот несуществующей продукции.
В итоге были нарушены Федеральный Закон от 14.05.1993 г № 4979-1 «О ветеринарии», п.3 Приложения 1 Приказа Минсельхоза РФ от 27.12.2016 г № 589 «Об утверждении Ветеринарных правил организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов, Порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов в электронной форме и Порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов на бумажных носителях», Технические регламенты Таможенного Союза от 09.12.2011 № 880 ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции» и от 09.10.2013 № 67 ТР ТС 033/2013 «О безопасности молока и молочной продукции».
Управлением Россельхознадзора в настоящее время площадки ООО «С.» и предприятие индивидуального предпринимателя Л. исключены из реестра системы ФГИС «Цербер» и ФГИС «Меркурий» как фантомные.
Потребителям продукции и в Управление Россельхознадзора соседнего региона направлены информационные письма о выявленных нарушениях.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона от 27.12.2002 г №184-ФЗ «О техническом регулировании» имеющиеся декларации данных предприятий о соответствии пищевой продукции техническим регламентам Таможенного союза будут отозваны.
Управлением Россельхознадзора подготовлены материалы о нарушениях, попадающих под административную ответственность по части 1 статьи 14.43, 14.44, части 1 статьи 10.6 КоАП РФ, и отправлены в прокуратуру для принятия мер.