Об участии представителя Россельхознадзора в заседании группы при КЧС по вопросам предупреждения ситуаций, связанных с пожарами

18 апреля прошло заседание рабочей группы при КЧС Челябинской области по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с лесными и ландшафтными пожарами. Участником совещания стал начальник отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Челябинской области Дмитрий Бойчук.

С информацией о прогнозе гидрометеорологических условий выступил начальник ЦГМС Валерий Кочегоров, с докладом о готовности к пожароопасному сезону – и.о. начальника Главного управления лесами Сергей Лавров, с содокладом заместитель начальника ГУ МЧС Вадим Трунов. С информацией о результатах контрольно-надзорной деятельности Управления Россельхознадзора по Челябинской области в части выявления неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения Дмитрий Бойчук..
Он, в частности, отметил, что в 2018 году отделом государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Челябинской области было проведено 554 проверки, в том числе 186 плановых и 368 внеплановых проверок. Проведено 287 плановых рейдовых осмотров, 4 административных обследования и 4 административных расследования, 7 совместных мероприятий. Всего за 2018 год проведено 856 контрольно-надзорных мероприятий. При проведении контрольно-надзорных мероприятий было выявлено 781 нарушение требований земельного законодательства Российской Федерации, в том числе выявлено зарастание земельных участков сельскохозяйственного назначения сорной травянистой и древесно-кустарниковой растительностью на площади 8172 га. За допущенные нарушения предусмотрена административная ответственность.
Согласно части 2 статьи 8.7 КоАП РФ невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.
В соответствии с требованием части 2 статьи 8.8 КоАП РФ неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 0,3 до 0,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее трех тысяч рублей; на должностных лиц — от 0,5 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от 2 до 10 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двухсот тысяч рублей.
По фактам выявления данных нарушений сотрудниками Управления возбуждены дела об административных правонарушениях. Привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ — 74 лица, по ч. 2 ст. 8.8 КоАП РФ — 56 лиц, наложено штрафов на сумму 1,4 млн рублей.
Выдано 177 предписаний об устранении выявленных нарушений требований земельного законодательства РФ. В течение 2018 года исполнено 99 предписаний об устранении выявленных нарушений, в результате в сельскохозяйственный оборот вовлечено 742 га земель сельскохозяйственного назначения.
Кроме мер административного воздействия в целях профилактики за 2018 год собственникам земель направлено 290 предостережений о недопустимости нарушения требований законодательства РФ.
В целях исполнения п. 8 Перечня поручений заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.Г. Хлопонина по итогам селекторного совещания (видеоконференции) с руководителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросу «Об итогах пожароопасного сезона в лесах в 2016 году и задачах на 2017 год», состоявшегося 6 декабря 2016 года, осуществляется ежегодное постоянное взаимодействие с ГУ МЧС России по Челябинской области в части обмена информацией о выявленных правонарушениях.
Управлением ежемесячно направляется информация о выявленных нарушениях, полученная в рамках проведения контрольно-надзорных мероприятий в области государственного земельного надзора в отношении земельных участков сельскохозяйственного назначения, на которых не проводятся мероприятия по охране земель, в результате чего участки зарастают древесно-кустарниковой растительностью. Управлением за 2018 год были направлены сведения по 62 земельным участкам, расположенных в 12 районах области, общая площадь земельных участков составила 1968 га.
За 2018 год из Главного Управления МЧС по Челябинской области поступило 16 сообщений о событии административного правонарушения на 21 земельном участке общей площадью 262,5 га. По 5 сообщениям МЧС (на 6 земельных участках) о событии административного правонарушения Управлением было отказано в возбуждении дела об административном правонарушении в связи с отсутствием собственников земельных участков, информация о таких участках направлена в муниципалитеты для сведения. В отношении 11 собственников проведены проверки, собственники земельных участков привлечены к ответственности.
При осуществлении своих полномочий Управление взаимодействует с муниципальными образованиями области. Анализ поступившей от муниципальных образований информации показал, что в рамках осуществления муниципального земельного контроля за 2018 год муниципальными образованиями было проведено 138 мероприятий на площади 56238 га, нарушения выявлены в результате 121 контрольного мероприятия на площади 18417 га.
Муниципальный земельный контроль в 2018 году на землях сельхозназначения не осуществлялся в следующих муниципальных образованиях области: Златоуствоский, Чебаркульский, Южноуральский, Верхнеуфалейский, Кыштымский городские округа, Верхнеуральский, Коркинский, Нязепетровский, Кусинский, Ашинский, Кизильский, Брединский, Еманжелинский муниципальные районы.
При этом за 2018 год органами местного самоуправления в адрес Управления Россельхознадзора по Челябинской области направлено 11 материалов проверок в рамках муниципального земельного контроля. По 7 материалам проверок вынесены определения об отказе в возбуждении дел об административном правонарушении в связи с нарушением действующего законодательства при осуществлении контроля. По 4 материалам были возбуждены дела об административном правонарушении, что свидетельствует о том, что муниципальный земельный контроль в основном осуществляется на землях населенных пунктов, а качество подготовленных материалов оставляет желать лучшего.
Согласно статье 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ, к вопросам местного значения муниципального района относятся участие в предупреждении чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района, а также организация и осуществление мероприятий по защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Профилактические мероприятия в части недопущения распространения пожаров с земель сельскохозяйственного назначения могут быть реализованы путем осуществления муниципального земельного контроля на землях сельскохозяйственного назначения. Полномочия органов местного самоуправления, равно как и порядок осуществления муниципального земельного контроля определены статьей 72 Земельного Кодекса РФ, а также статьями 20, 21 Закона Челябинской области от 13 апреля 2015 года № 154-ЗО «О земельных отношениях».
Подводя итог, считаем, что положительный результат может быть достигнут только в том случае, если органами местного самоуправления,в рамках муниципального земельного контроля в целях профилактики недопущения пожаров с земель сельскохозяйственного назначения, будет осуществляться муниципальный земельный контроль и выявляться нарушение требований законодательства, а по рассмотренным материалам Управлением Россельхознадзора по Челябинской области виновные лица будут привлекаться к ответственности.