454081, г. Челябинск, ул. Кудрявцева, 1, тел. (351) 773-64-47, факс (351) 773-59-98, e-mail: vet_nadzor@mail.ru

Представители Россельхознадзора рассказали о контроле за землями сельскохозяйственного назначения

1 ноября в правительстве Челябинской области прошел обучающий семинар на тему «Особенности организации и осуществлении муниципального контроля». Об особенностях осуществления земельного контроля и порядке взаимодействия с государственными органами надзора доложили представители Управления Россельхознадзора по Челябинской области начальник отдела государственного земельного надзора Дмитрий Бойчук и его заместитель Ольга Стаканова.

Для начала отметим, что Челябинская область вошла в десятку регионов-лидеров по реализации целевой модели «Осуществление контрольно-надзорной деятельности в субъектах Российской Федерации». По итогам анализа результатов внедрения целевой модели Минэкономразвития России совместно с Агентством стратегических инициатив был составлен рейтинг, в первую десятку лидеров которого вошли Хабаровский край, Архангельская область, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Республика Башкортостан, Челябинская область, Московская область, Тюменская область, Ямало-Ненецкий автономный округ, Тульская область и Калужская области.
В настоящее время целевая модель «Осуществление контрольно-надзорной деятельности в субъектах Российской Федерации» предусматривает реализацию субъектами Российской Федерации 9 целевых показателей совершенствования контрольно-надзорной деятельности по 6 направлениям: регламентация контрольно-надзорной деятельности; опубликование обязательных требований при осуществлении всех видов регионального контроля (надзора); внедрение риск-ориентированного подхода; внедрение оценки результативности и эффективности, автоматизация контрольно-надзорной деятельности, а также оценка влияния деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление федерального государственного контроля (надзора), на состояние инвестиционного климата в субъекте Российской Федерации.
На семинаре, проведенном 1 ноября, обсуждались различные вопросы: организация профилактических мероприятий при осуществлении муниципального контроля; виды муниципального контроля; особенности проведения проверок в соответствии с Федеральным Законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и вопросы подготовки статистической отчётности по осуществлению муниципального контроля (ежеквартальные формы УФО, форма 1-контроль, годовые доклады).
С докладом об особенностях осуществления муниципального земельного контроля и порядке взаимодействия с государственными органами надзора выступила Ольга Стаканова, исполняющая обязанности заместителя начальника отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Челябинской области.
Она, в частности, отметила, что Управлением Россельхознадзора по Челябинской области проводится постоянная работа с органами местного самоуправления в части проведения консультаций по осуществлению муниципального земельного контроля и предложений по его проведению. Кроме того, в рамках исполнения своих полномочий Управление Россельхознадзора по Челябинской области регулярно запрашивает информацию об осуществлении такого контроля органами местного самоуправления.
Согласно представленным сведениям, муниципальный земельный контроль на землях сельскохозяйственного назначения осуществляется в 14 муниципальных образованиях. За 9 месяцев 2019 года муниципальными образованиями было проведено 171 мероприятие по муниципальному земельному контролю на площади почти 445 тысяч га. В результате выявлено118 нарушений на площади более чем 325 тысяч га.
За аналогичный период 13 сотрудниками отдела государственного земельного надзора Управления за 9 месяцев 2019 года было проведено 451 надзорное мероприятие, составлено 389 протоколов.
При этом за 9 месяцев 2019 года от органов местного самоуправления в Управление Россельхознадзора по Челябинской области поступили 36 материалов проверок, в том числе из Пластовского, Уйского, Кунашакского, Верхнеуральского, Красноармейского, Сосновского, Еткульского районовв рамках муниципального земельного контроля. По 25 материалам проверок вынесены определения об отказе в возбуждении дел об административном правонарушении (Верхнеуральский, Красноармейский. Сосновский районы). По 11 материалам были возбуждены дела об административном правонарушении (Пластовский, Уйский, Кунашакский, Еткульский районы).
На 2020 год в Управление направлено на согласование всего 5 планов проверок от органов местного самоуправления. Другие, видимо, не планируют проведение плановых проверок в отношении собственников земель сельскохозяйственного назначения. А ведь порядок осуществления муниципального земельного контроля регламентирован ст. 21 Закона Челябинской области от 13.04.2015 № 154-ЗО «О земельных отношениях».
В результате неосуществления или ненадлежащего осуществления муниципального земельного контроля с каждым годом зарастает всё больше земель сельскохозяйственного назначения, вследствие чего снижаются показатели плодородия почвы, земли выходят из сельскохозяйственного оборота, происходят возгорания в весенне-летний период, что также ухудшает пожароопасную ситуацию в регионе. По сведениям Главного Управления лесами, доля возгораний, перешедших с земель сельскохозяйственного назначения, составляет более 80% случаев.
На данный момент соглашения о взаимодействии заключены с 49 муниципальными образованиями. В реальности взаимодействие осуществляется с 10 органами местного самоуправления.