454081, г. Челябинск, ул. Кудрявцева, 1, тел. (351) 773-64-47, факс (351) 773-59-98, e-mail: vet_nadzor@mail.ru

Обязательные требования для использования земель сельскохозяйственного назначения


Управление Россельхознадзора по Челябинской области напоминает, что законодательством, регулирующим земельные отношения, установлено, что к землям сельскохозяйственного назначения относятся земельные участки, расположенные за пределами границ населенных пунктов и предназначенные для производства сельскохозяйственной продукции. Земельным кодексом Российской Федерации на первое место среди основных принципов земельного законодательства поставлен приоритет охраны земли — как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве, а затем уже использование земли в любых других целях.
Этим же законодательным актом подробно регламентировано содержание деятельности по охране земель, а также ограничения по их использованию. Россельхознадзор как раз и осуществляет надзор за земельными участками сельскохозяйственного назначения, кроме тех, которые предназначены для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, гаражного строительства и земли, занятые объектами недвижимого имущества. В Челябинской области на текущий момент площадь земель сельскохозяйственного назначения составляет более 5,2 млн га. Это примерно 2/3 всех земель области. Неиспользование сельхозугодий является нарушением земельного законодательства.
Субъектами проверок, проводимых государственными инспекторами Управления Россельхознадзора, являются юридические лица, индивидуальные предприниматели, граждане, а также органы местного самоуправления и государственной власти. Они должны быть правообладателями земельных участков, которые подконтрольны Россельхознадзору. Проводятся плановые и внеплановые проверки, административные расследования по информации, которая может поступить как от специалистов муниципалитетов, так и от простых граждан.
Кроме того, законодательство позволяет надзорному ведомству проводить мероприятия без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, это – административные обследования объектов земельных отношений, а также плановые или рейдовые осмотры. Специалисты выезжают непосредственно на какой-либо земельный участок и смотрят, как он используется. С начала года в Челябинской области сотрудниками земельного отдела было проконтролировано около 85000 га сельхозземель.
Если выявляются нарушения, такие как: отсутствие мероприятий по обеспечению плодородия сельхозземель, зарастание земель сорной и древесно-кустарниковой растительностью, захламление твердыми коммунальными отходами, то в отношении собственников и арендаторов таких земель составляются административные протоколы по части 2 статьи 8.7 КоАП РФ. Штрафные санкции в этой категории нарушений составляют для граждан от 20 до 50 тысяч рублей, для юридических лиц — от 400 до 700 тысяч рублей.
Зарастающие бурьяном и лесной порослью сельхозугодья выводятся из сельскохозяйственного оборота, и со временем на них становится практически невозможным осуществление производства сельскохозяйственной продукции. Ввод заросших земель в работу с каждым годом их неиспользования становится всё более проблематичным, так как требуется вложение больших финансовых средств из-за необходимости проведения раскорчевки насаждений, удаления сорной растительности и лишь после этого можно уже заниматься сельхозпроизводством.
К тому же проведение таких мероприятий на неиспользуемых землях нередко приводит к повреждению плодородного слоя почвы. К тому же, высохшая сорная растительность становится опасной в плане ее возможного возгорания в пожароопасный период. Поэтому правообладателям таких участков и органам местного самоуправления перед наступлением зимнего периода необходимо обкосить неиспользуемые угодья, чтобы не допустить на следующий год возникновения сельхозпалов, особенно на тех участках, которые граничат с населенными пунктами и лесами.
Наряду с этим нередко выявляются случаи порчи земель в результате нарушения правил обращения с опасными веществами, а также случаи уничтожения плодородного слоя почвы при проведении различных работ, связанных с нарушением плодородного слоя, отсутствие рекультивации нарушенных земель и нарушение мелиоративных систем.