454081, г. Челябинск, ул. Кудрявцева, 1, тел. (351) 773-64-47, факс (351) 773-59-98, e-mail: vet_nadzor@mail.ru

О взаимодействии Россельхознадзора с органами местного самоуправления по вовлечению в оборот неиспользуемых сельхозземель

16 февраля в Законодательном собрании Челябинской области прошло совещание с председателями собраний депутатов городских округов и муниципальных районов области. Вел совещание Председатель Законодательного Собрания Челябинской области Владимир Мякуш. В совещании принял участие заместитель руководителя Управления Россельхознадзора по Челябинской области Виктор Мацепа, который рассказал о взаимодействии надзорного органа с органами местного самоуправления Челябинской области по вовлечению в оборот неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения.

Для начала отметим, что подобная форма взаимодействия представительных органов различных уровней, как совещание с председателями собраний депутатов городских округов и муниципальных районов области, существовала в региональном парламенте и ранее. Совещания позволят главам представительных органов районов и городов познакомиться с текущей законотворческой деятельностью Законодательного Собрания, с готовящимися изменениями регионального законодательства, а также дадут возможность обсудить актуальные вопросы нормотворчества, с которыми сталкиваются муниципалитеты.
В повестке 16 февраля стояло несколько вопросов. К примеру, речь шла о новеллах регионального законодательства об административной ответственности в сфере благоустройства и проблемах совершенствования правоприменительной практики; о мерах поддержки предпринимательства в Челябинской области на примере 2016 года; о создании органами местного самоуправления условий для оказания медицинской помощи населению Челябинской области и многом другом.
Одним из важным вопросов обсуждения стал вопрос взаимодействия Управления Россельхознадзора по Челябинской области с органами местного самоуправления Челябинской области по вовлечению в оборот неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения.
Виктор Мацепа подчеркнул, что Управление Россельхознадзора по Челябинской области тесно взаимодействует с органами власти субъекта. Губернатору Челябинской области постоянно сообщается о результатах деятельности в области государственного земельного надзора, для принятия к работе сведений о выявленных нарушениях земельного законодательства РФ. Также Управлением не прекращается работа по улучшению взаимодействия с органами местного самоуправления муниципальных образований Челябинской области. Заключаются новые соглашения о взаимодействии. В настоящее время заключены соглашения с 15 администрациями муниципальных районов, с 23 администрациями сельских поселений.
В течение 2016 года Управлением получено 74 материалов, сообщений из органов муниципальных образований в рамках осуществления муниципального земельного контроля, по 38 случаем Управлением возбуждены дела об административных правонарушениях. Наложено административных штрафов на сумму 267 тыс. рублей.
К примеру, по материалам проверок, проведенных администрацией Увельского муниципального района, Управлением Россельхознадзора к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ и ч. 2 ст. 8.8 КоАП РФ было привлечено 5 физических лиц, не использующих свои земельные участки в сельскохозяйственных целях, нарушители были оштрафованы на сумму 154,6 тыс. рублей.
По материалам проверок, проведенных администрацией Карталинского муниципального района, Россельхознадзором привлечено к ответственности 4 физических лица, не использующих свои земельные участки в сельскохозяйственных целях. Сумма штрафов составила 84,3 тыс. рублей.
Тем не менее, случается, что происходит отказ надзорного органа в возбуждении дела об административном правонарушении. Причиной тому служат такие нарушения в порядке проведения муниципального земельного контроля, как отсутствие в материалах проверок правовых актов руководителя или заместителя руководителя органа муниципального земельного контроля (распоряжение, приказ, поручение о проведении проверки соблюдения земельного законодательства РФ); отсутствие координат обследованных земельных участков или другие сведения о месте расположения земельного участка, в случаях, когда границы на местности не выделены, в результате чего не представляется возможным определить точное местоположение земельного участка, т.е. определить объект проверки. В ряде случаев в материалах проверок отсутствуют сведения о кадастровых номерах земельных участков, вследствие чего, не представляется возможным идентифицировать их принадлежность к категории земель сельскохозяйственного назначения; в ряде случаев отсутствовали сведения о конкретных лицах, совершавших правонарушение земельного законодательства РФ на землях сельскохозяйственного назначения. Порой органы муниципального контроля присылают акты осмотров земельных участков или акты обследований земельных участков, а не акты проверок с предлагающимися к нему документами, материалами, подтверждающих совершение правонарушения земельного законодательства РФ, что является нарушением порядка проведения муниципального земельного контроля, который прописан в ст. 21 Закона Челябинской области от 13.04.2015 № 154-ЗО «О земельных отношениях».
Особо представитель Россельхознадзора подчеркнул, что Управлением проводятся совещания, консультации по вопросам осуществления муниципального земельного контроля. За 2016 год проведено 38 таких мероприятий. Управлением в 2016 году в рамках контрольно-надзорной деятельности в отношении органов местного самоуправления проверено 67 муниципальных образований (56 сельских поселений и 11 муниципальных районов) Челябинской области. По результатам проверок выявлено 36 нарушений действующего законодательства, а у 33 имеются утвержденные положения о проведении муниципального земельного контроля. Таким образом, следует констатировать, что более половины муниципальных образований из числа проверенных не осуществляют муниципальный земельный контроль или осуществляют его с нарушением нормативно-правовых актов РФ. Как правило, локальные нормативные акты по осуществлению муниципального земельного контроля органов местного самоуправления Челябинской области приняты с нарушениями действующего земельного законодательства РФ. Также, следует заметить, что органы местного самоуправления осуществляют муниципальный земельный контроль в основном на землях поселений.
Управлением по итогам проверок направляются предложения в органы местного самоуправления по приведению в соответствие с законодательством РФ локальных нормативных правовых актов.
Кроме того, в отношении органов местного самоуправления Управлением Россельхознадзора по Челябинской области проведено 75 внеплановых проверок ( 28 нарушений не выявили), а в 47 выявлены нарушения земельного законодательства РФ.
В 2017 году планируется провести проверки 35 муниципальных образований Челябинской области, о чем они будут уведомлены.
В ходе надзорной деятельности Управлением привлечено к административной ответственности 3 администрации сельских поселений и муниципальных районов и 2 главы сельских поселений. Им вынесено административных штрафов на общую сумму в 575 тыс. рублей.Мировыми судами Челябинской области за неисполнение предписаний Россельхознадзора об устранении нарушений земельного законодательства РФ по ч. 25 ст. 19.5 КоАП РФ привлечено к ответственности 16 администраций сельских поселений и 4 главы сельских поселений. Они оштрафованы на общую сумму в размере 1 120 000 рублей. За повторное неисполнение предписаний об устранении нарушений земельного законодательства РФ по ч. 26 ст. 19.5 КоАП РФ привлечено к ответственности 13 администраций сельских поселений и 2 главы сельских поселений. Штрафы составили 1 465 000 рублей.
Так, в октябре 2016 года при проведении плановой документарной проверки установлено, что на праве постоянного бессрочного пользования за администрации Еманжелинского муниципального района числится земельный участок сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для сельскохозяйственного производства, с КН 74:21:0107001:22 (входящие земельные участки с КН 74:21:0107007:20, 74:21:0107001:21), общей площадью 2,7 га. Данный земельный участок зарос сорной многолетней растительностью (щетинник зеленый, ягода, тысячелистник, овсюг, бодяк полевой) и древесной растительностью (береза, ель – высотой от 0,5 м). Тем самым администрацией Еманжелинского муниципального района нарушены требования земельного законодательства, а именно, неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного, оборот которого регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности. В результате проверки администрация Еманжелинского района была привлечена к административной ответственности в виде штрафа на сумму 100 тыс. рублей.
Анализ результатов контрольно-надзорной деятельности Управления свидетельствует о неисполнении органами местного самоуправления порядка осуществления муниципального земельного контроля, предусмотренного статьей 21 Закона Челябинской области «О земельных отношениях» на землях сельскохозяйственного назначения. Это указывает на неэффективную организацию органами местного самоуправления мер по обеспечению сохранности и рационального использования земель сельскохозяйственного назначения.
Для исключения подобных нарушений и в целях увеличения количества вовлеченных в сельскохозяйственное производство земель сельскохозяйственного назначения Управлением Россельхознадзора по Челябинской области проводится работа по усилению взаимодействия с администрациями муниципальных районов и сельских поселений по осуществлению государственного земельного надзора и муниципального земельного контроля, и оказания методологической помощи администрациям муниципальных районов. Так, администрациям муниципальных образований были направлены предложения по схеме административных процедур, рекомендации и описание нормативной базы законодательства РФ и проект соглашения.
Заместитель руководителя Виктор Мацепа подчеркнул, что Управление Россельхознадзора по Челябинской области готово заключать соглашения о взаимодействии с органами местного самоуправления и оказывать методическую помощь при проведении муниципального земельного контроля. Проект соглашения о взаимодействии размещен на официальном сайте Управления Россельхознадзора по Челябинской области rsn-chel.ru в разделе информация о проверках и в подразделе — государственный земельный надзор, адрес ссылки http://www.rsn-chel.ru/informatsiya-o-proverkah/.