454081, г. Челябинск, ул. Кудрявцева, 1, тел. (351) 773-64-47, факс (351) 773-59-98, e-mail: vet_nadzor@mail.ru

О механизмах регулирования процессов обеспечения безопасности пищевой продукции

Управление Россельхознадзора по Челябинской области напоминает, что с принятием Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании», который положил начало реформы технического регулирования в Российской Федерации, претерпела кардинальные изменения. Были разработаны и приняты общие документы, имеющие статус международных договоров, которые вступили в действие на территории трех стран — Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан. Одним из таких документов является Технический регламент о безопасности пищевой продукции (решение Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 880).

Этот регламент устанавливает требования безопасности ко всем видам пищевых продуктов, процессам их производства, хранения, транспортировки, реализации и утилизации, а также формы и способы оценки соответствия такой продукции. Систему нормирования в области безопасности пищевой продукции дополняют технические регламенты Таможенного союза, устанавливающие специальные требования к конкретным видам продукции.
Помимо того он значительно расширяет, конкретизирует и уточняет виды и идентификационные признаки различных пищевых продуктов и требования к ним, вводит несколько новых механизмов регулирования процессов обеспечения безопасности этой продукции.
Так, во-первых, в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство пищевой продукции, вводится система их государственной регистрации (статьи 31 — 37 Технического регламента). При этом государственная регистрация в отношении отдельных производств пищевой продукции животного проходит предварительную проверку конкретного предприятия, в отношении производства иной пищевой продукции — уведомительный учетный характер.
Во-вторых, в отношении специализированной пищевой продукции, предназначенной для детского питания, диетического лечебного и профилактического питания, питания спортсменов, беременных и кормящих женщин, биологических пищевых добавок, минеральной природной, лечебно-столовой и лечебной минеральной воды (статьи 24 — 26 Технического регламента), а также пищевой продукции нового вида (статьи 27 — 29 Технического регламента) вводится государственная регистрация, имеющая разрешительный характер.
В-третьих, производство пищевой продукции должно осуществляться при условии обязательной разработки, внедрения и применения системы производственного контроля, основанной на принципах ХACCП, являющихся разновидностью международной системы добросовестной практики и управления качеством (статьи 10 и 11 Технического регламента).
В-четвертых, производитель пищевой продукции обязан самостоятельно подтверждать посредством подачи декларации соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям Технического регламента, используя для этого по своему выбору собственные доказательства или привлекая аккредитованные испытательные организации (статья 23 Технического регламента «О безопасности пищевой продукции»). Не подлежит декларированию прошедшая государственную регистрацию специализированная пищевая продукция.
В-пятых, отменяется ветеринарно-санитарная экспертиза с выдачей ветеринарных свидетельств на всех этапах обращения продукции животного происхождения, за исключением такой экспертизы, проводимой в отношении сырья животного происхождения и такой продукции непромышленного изготовления (статья 30 Технического регламента).