454081, г. Челябинск, ул. Кудрявцева, 1, тел. (351) 773-64-47, факс (351) 773-59-98, e-mail: vet_nadzor@mail.ru

Наведение порядка на землях сельскохозяйственного назначения возможно только при плодотворной работе всех органов власти

Управление Россельхознадзора по Челябинской области осуществляет надзор на землях сельскохозяйственного назначения и регулярно проводит анализ работы органов местного самоуправления в сфере осуществления муниципального земельного контроля на землях сельскохозяйственного назначения. Также в рамках своих полномочий Управление проводит работу по привлечению нерадивых собственников земель к административной ответственности, проведению профилактических мероприятий и выдаче предписаний собственникам об устранении нарушений земельного законодательства РФ.
За 9 месяцев 2020 года Управлением проведено 430 контрольно-надзорных мероприятий, по выявленным нарушениям выдано 32 предписания, в рамках профилактических мероприятий вынесено 223 предостережения о недопустимости нарушения требований законодательства, вынесено 79 постановлений о привлечении к административной ответственности на общую сумму 1508,3 тыс. рублей.
В Управление на согласовании поступили планы проведения контрольно-надзорных мероприятий на 2021 год от 5 муниципальных районов (Брединский, Еткульский, Красноармейский, Чебаркульский, Сосновский), что свидетельствует о том, что другие муниципальные районы не планируют контрольные мероприятия на землях сельскохозяйственного назначения.
Согласно представленным в Управление муниципальными образованиями сведениям за 9 месяцев 2020 года муниципальный земельный контроль на землях сельскохозяйственного назначения осуществляется в 10 муниципальных образованиях. При этом используется информационная система мониторинга земель сельскохозяйственного назначения Челябинской области, разработанная специалистами научно-образовательного центра «Геоинформационные системы» Южно-Уральского Государственного Университета. Эта система должна была помогать выявлять неиспользуемые земельные участки с меньшими затратами ресурсов.
Всего за 9 месяцев 2020 года муниципальными образованиями было проведено 388 мероприятий по муниципальному земельному контролю на площади 13,2 тыс. га, установлено 193 нарушения на площади 5,2 тыс. га.
Также за указанный период органами местного самоуправления в адрес Управления направлено 12 материалов проверок и плановых рейдовых осмотров (обследований), проведенных в рамках муниципального земельного контроля для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении и привлечении к административной ответственности. По результатам рассмотрения поступивших материалов в 10 случаях принято решение об отказе в возбуждении дела в связи с допущенными нарушениями требований Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 26.12.2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Закона Челябинской области № 154-ЗО от 13.04.2015 года «О земельных отношениях» .
Анализ показывает, что муниципальный земельный контроль на землях сельскохозяйственного назначения в регионе не осуществляется, а там, где осуществляется, малоэффективен, так как мероприятий и выявленных нарушений много, а принятых мер по привлечению к административной ответственности виновных лиц мало.
Управление Россельхознадзора обратилось с письмом к губернатору Челябинской области с просьбой принять меры, направленные на исполнение органами местного самоуправления требований федеральных законов и Закона Челябинской области от 13.04.2015г. № 154-ЗО «О земельных отношениях» в части осуществления муниципального земельного контроля на территории Челябинской области.

Управление считает, что наведение порядка на землях сельскохозяйственного назначения возможно только при плодотворной работе всех органов власти с использованием всех имеющихся инструментов. Надлежащее осуществление муниципального земельного контроля и, как следствие, введение в оборот неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения позволят снизить площадь зарастающих, неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения и улучшить пожароопасную ситуацию в регионе.