454081, г. Челябинск, ул. Кудрявцева, 1, тел. (351) 773-64-47, факс (351) 773-59-98, e-mail: vet_nadzor@mail.ru

ИНТЕРВЬЮ. Удобряем и не портим

Во вторую неделю августа 2019 года жители Челябинска массово жаловались на неприятный запах. Даже в министерстве экологии Челябинской области сообщили: 16 августа в областном центре фиксировалось превышение концентрации сероводорода. Как заявили специалисты, источником запаха в городе, скорее всего, являются очистные сооружения, расположенные в Сосновском районе, а также одна из птицефабрик, которая выгружала помет на поля. Надзорные органы начали совместные проверки двух объектов.

В Управление Россельхознадзора по Челябинской области также поступают жалобы от жителей области на дурной запах, вывоз помета на поля, полчища насекомых. В 2018 году таких жалоб было 13, за семь месяцев 2019 года – 8. По каждой из жалоб проведена предварительная проверка, а при необходимости — выездная. Так, 18 июля поступила жалоба на то, что ООО «Магнитогорский птицеводческий комплекс» вывозит куриный помет на сельскохозяйственные поля поселка Фершемпенуаз; в этот же день получена жалоба от жителя деревни Шахматово Чебаркульского района на ООО «Чебаркульская птица», который утверждал, что воды с полей, куда данная птицефабрика вывозит помет, попали в речку Бишкилька и теперь в ней не водится рыба, невозможно купаться; 3 июля пожаловался житель Челябинска на заваленные ООО «Равис-Птицефабрика Сосновская» навозом поля вблизи деревни Урефты и около озера Сагаусты, предлагая «запретить такое варварское удобрение полей Сосновского района»; 23 апреля жительница села Долгодеревенское пожаловалась на постоянный невыносимый запах куриного помета, который птицефабрика ООО «Равис-Птицефабрика Сосновская» вывозит на поля, и на большое количество ндоедливых мух. И так далее. В списке птицефабрик, на которые чаще всего жалуются люди, всего два птицеводческих предприятия — «Чебаркульская птица» и «Равис».

Сегодня мы попытаемся разобраться в обоснованности жалоб людей, в полномочиях предприятий и определим – является ли вывоз помета на поля административным правонарушением и предполагается ли за это наказание. Ответит на наши вопросы представитель Управления Россельхознадзора, которое наделено функцией надзора за состоянием именно сельскохозяйственных земель, начальник отдела государственного земельного надзора Дмитрий Бойчук.

— Начнем с азов: можно ли считать помет и навоз удобрением? Представители предприятий, как правило, настаивают именно на такой формулировке: вывоз помета на поля является внесением удобрений в почву.

— Коротко, нет. Помет — это отходы производства. Так определено статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Согласно закону, к отходам производства относится куриный помет и свиной навоз. Причем, в соответствии с федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 18.07.2014 №445, помет куриный и навоз от свиней относится к 3 классу опасности, перепревший — к 4 классу опасности.
Химический состав птичьего помета может в значительной степени колебаться в зависимости от условий кормления и содержания птицы. Понятна ценность помета как органического удобрения, которая обуславливается, прежде всего, содержанием таких химических элементов, как азот, фосфор и калий. Но в свежем помете содержится также большое количество яиц гельминтов и большое количество болезнетворных для человека микроорганизмов. И помет, и навоз имеют 4 стадии «созревания»: свежий; полуперепревший (от 3-х месяцев до полугода); перепревший (от полугода до 1 года); перегной (свыше 1 года).
При внесении в почву неперегнившего помёта в почву, происходит ее окисление, почва заражается гельминтами и другими паразитами. Таким образом, необдуманное внесение помета может изменить показатели плодородия земель.
Кроме того, бесконтрольное внесение помета и навоза приводит к порче земель и захламлению земель.И то, и другое входят в утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 08.07.2015 № 1316-р «Перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды».

— И порча земель наказывается статьей КоАП РФ…

— Верно. Статья 8.6 КоАП РФ говорит о порче земель (уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления) и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Напомню также статью 42 Земельного кодекса РФ, которая перечисляет обязанности тех, кто использует землю. Там четко прописано, что нельзя наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; нельзя допускать загрязнение и уничтожение земель и почв или оказывать иное негативное воздействие на землю и почвы; обязательно при использовании земельных участков соблюдение экологических, санитарно-гигиенических правил и нормативов.
Итак, отмечу, что вывозить на поля можно только перепревший, а не свежий куриный помет. Говорю именно о нем, так как жалоб на вывоз поля свиного навоза в 2018 и 2019 годах нет. Как показывает практика, все свинокомплексы имеют навозонакопители, где отходы производства перерабатываются, и на поля вывозится уже органика, которая не представляет опасности человеку и почве.

— Но птицефабрики также настаивают на том, что они вывозят не помет, а удобрение…

— Удобрение, как любой продукт, должно иметь документы. Опять же обращусь к российскому законодательству. В соответствии с положениями пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности (для справки: помет входит в данный список) подлежит лицензированию.
Также положениями пункта 2.3.1 Санитарных правил СП 1.2.1170-02 «Гигиена, токсикология, санитария. Гигиенические требования к безопасности агрохимикатов», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 23.10.2002 N 36, определено, что навоз и куриный помет, используемые для обогащения почвы азотом и другими элементами питания, должны подвергаться предварительному обезвреживанию (термической сушке, компостированию и др.), соответствовать требованиям действующих нормативных документов, не содержать патогенной микрофлоры, в том числе сальмонелл, и жизнеспособных яиц гельминтов.
Удобрения должны быть внесены в Госреестр пестицидов и агрохимикатов и на них должны быть свидетельства, которые можно получить только после проведения экспертизы.
К примеру, ООО «Чебаркульская птица» информировала Россельхознадзор, что в июле 2019 года вносила на поля, расположенные вблизи деревень Шахматово, Запивалово, Кугалы 18 тонн удобрений, созданных на основе помета птицы «Биоресурс». По утверждению предприятия, данное удобрение внесено в государственный каталог пестицидов и агрохимикатов Российской Федерации, безопасно в токсическом и бактериологическом плане. Предприятие ведет регулярный учет готового удобрения, вносит в почву, соблюдая нормы внесения с учетом принятого севооборота.

— То есть, если есть свидетельство на то, что отходы производства – помет – это переработанные отходы, или иные документы, подтверждающие безопасность для окружающей среды, можно вывозить на поля…

— Да. Кроме того, не санкционированное размещение отходов производства влечет к загрязнению, захламлению земель сельхозпроизводства, что в свою очередь приводит к административному правонарушению по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, которая говорит, в том числе, о негативном воздействии на окружающую среду, об условиях, ухудшающих качественное состояние земель.
Данная статья предполагает наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.
Также при совершении правонарушений, предусмотренных ч.2 ст. 8.6 и ч.2 ст. 8.7 КоАП РФ, будет рассчитываться нанесенный ущерб окружающей природной среде в соответствии с Приказом Минприроды РФ от 08.07.2010 № 238 «Об утверждении методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды».
У нас были прецеденты, когда крупные птицефабрики помимо административной ответственности и штрафов обязывались выплатить крупные суммы ущерба, нанесенного почве. Так, в прошлые годы ООО «Агро-Ситно» оштрафовали на 40 тысяч за перекрытие плодородного слоя почвы куриным пометом; ЗАО «Уралбройлер» — на 400 тысяч за вывоз куриного помета. Нарушители обязывались не только вывезти помет с земель, но и рекультивировать земли. Был обсчитан нанесенный почвам ущерб. «Уралбройлер» нанес вред почвам почти на 18 млн, «Агро-Ситно» — на 33,6 млн рублей. Организациями до сих пор проводятся мероприятия по рекультивации нарушенных земель.