454081, г. Челябинск, ул. Кудрявцева, 1, тел. (351) 773-64-47, факс (351) 773-59-98, e-mail: vet_nadzor@mail.ru

Еще раз про индикаторы риска нарушений при проведении проверок использования сельхозземель


Управление Россельхознадзора по Челябинской области напоминает, что Минсельхоз РФ разработал проект приказа «Об утверждении индикаторов риска нарушения обязательных требований, используемых как основание для проведения внеплановых проверок при осуществлении Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальными органами государственного земельного надзора». Документ размещен для публичного обсуждения на Федеральном портале проектов нормативных актов.
Проект приказа доступен для публичного обсуждения до 31 января 2020 года.

Напомним, что проектом данного приказа предусматривается утверждение индикаторов риска нарушения обязательных требований, то есть параметров, соответствие которым или отклонение от которых само по себе не является доказательством нарушения обязательных требований, но свидетельствует о высокой вероятности такого нарушения и может являться основанием для проведения внеплановой проверки Россельхознадзора.

При разработке индикаторов риска учитывалась вероятность риска возможного несоблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, органами государственной власти, органами местного самоуправления и гражданами обязательных требований земельного законодательства.

Согласно документу, индикаторами риска нарушений считаются:

1. Зарастание древесно-кустарниковой растительностью земельного участка, свидетельствующее о его неиспользовании для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности.
2. Признаки негативных процессов (водная и ветровая эрозии, сели, подтопление, заболачивание, засоление, иссушение, уплотнение, загрязнение химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнение отходами производства и потребления) на земельном участке или его части и явлений, влияющих на состояние земель сельскохозяйственного назначения и уровень плодородия почвы.
3. Наличие механизмов, автотранспортных средств, самоходных машин и других видов техники, которые предназначены либо могут быть использованы для снятия или перемещения плодородного слоя на земельном участке, вид разрешенного использования которого не предполагает использования такой техники.
4. Наличие на земельных участках, в том числе мелиорируемых (мелиорированных), признаков, свидетельствующих о возможном повреждении или полном уничтожении мелиоративной системы или отдельно расположенного гидротехнического сооружения, а также защитных лесных насаждений (утечка воды из канала; заболачивание земельного участка, на котором расположены мелиоративная система или отдельно расположенное гидротехническое сооружение; отсутствие подачи воды в канале или его части; спиливание, складирование древесно-кустарниковой растительности, составляющей защитные лесополосы, факты поджога такой растительности).
5. Непоступление в установленном порядке уведомления о завершении работ по рекультивации земель.

По результатам проведенных мероприятий в 2019 году Россельхознадзором на территории России выявлено более 14 тыс. нарушений требований земельного законодательства на общей площади около 1,3 млн га.
Наиболее часто фиксируются следующие нарушения:
— невыполнение землепользователями установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель (на площади около 1,2 млн га);
— неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется законодательством, для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной, связанной с сельскохозяйственным производством деятельности (на площади около 90 тыс. га).
В уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации переданы материалы в целях инициирования процедуры изъятия земельных участков, не используемых для сельскохозяйственного производства, на площади около 7,5 тыс. га, а также в целях расторжения договоров аренды – на площади около 11,5 тыс. га.
Кроме того, вследствие неиспользования сельскохозяйственных земель для сельхозпроизводства по материалам территориальных управлений Россельхознадзора органами ФНС России произведено дополнительное начисление земельного налога на общую сумму 83,3 млн рублей.