454081, г. Челябинск, ул. Кудрявцева, 1, тел. (351) 773-64-47, факс (351) 773-59-98, e-mail: vet_nadzor@mail.ru

Арбитражные суды признали правомерными действия Россельхознадзора

Арбитражные суды признали правомерными действия Россельхознадзора по привлечению общества к административной ответственности за нарушение порядка ввоза на территорию Российской Федерации подкарантинной продукции.

Закрытое акционерное общество «Т.» обратилось в Арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Россельхознадзора по Челябинской области о привлечении к административной ответственности по ст.10.2 КоАП РФ. Указанным постановлением надзорный орган в сентябре 2013 года привлек общество к административной ответственности по статье 10.2 КоАП РФ и подвергнул административному штрафу в размере 5000 рублей за нарушение порядка ввоза на территорию Российской Федерации подкарантинной продукции.

Как следует из материалов дела, в августе 2013 года автомобильным транспортом из республики Казахстан на Челябинскую таможню Российской Федерации поступила подкарантинная продукция — 18 400 кг чеснока свежего в сопровождении фитосанитарного сертификата и международной товарно-транспортной накладной. Согласно документам, продукция следовала из Китая в Челябинскую область в адрес ЗАО «Т.», являющимся импортером подкарантинной продукции.

При проведении челябинским Россельхознадзором карантинного фитосанитарного контроля было выявлено расхождение сведений, содержащихся в фитосанитарном сертификате и международной товарно-транспортной накладной, а также отсутствие на упаковках подкарантинной продукции маркировки, содержащей информацию о наименовании продукции, стране ее происхождения, экспортере и/или реэкспортере.

Россельхознадзор объяснил, что организации, осуществляющие ввоз на территорию Российской Федерации подкарантинной продукции, обязаны соблюдать фитосанитарные требования при ввозе данной продукции на территорию РФ. Так, в соответствии с Федеральным законом от 15.07.2000 N 99-ФЗ «О карантине растений» каждая партия подкарантинной продукции, ввозимой на территорию Российской Федерации, должна сопровождаться фитосанитарным сертификатом, выданным в соответствии с международным договором Российской Федерации (абзац 2 статьи 8 ФЗ «О карантине растений»). Согласно Международному стандарту по фитосанитарным мерам МСФМ № 12 — фитосанитарный сертификат, содержащий противоречивую или непоследовательную информацию, является не действительным.

По «Правилам обеспечения карантина растений при ввозе подкарантинной продукции на территорию Российской Федерации, а также при ее хранении, перевозке, транспортировке, переработке и использовании», утвержденными приказом Минсельхоза России от 29.12.2010 N 456 — при ввозе на территорию РФ плодов и овощей каждая упаковка продукции должна содержать маркировку с информацией о наименовании продукции, стране ее происхождения, экспортере и/или реэкспортере.

Как известно Российская Федерация входит в таможенный союз и составляет единую таможенную территорию, поэтому в соответствии с Положением о порядке осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной границе таможенного союза, утвержденным решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 318 — карантинному фитосанитарному контролю подлежит каждая ввозимая на таможенную территорию таможенного союза партия подкарантинной продукции.

Карантинный фитосанитарный контроль при ввозе осуществляется в местах завершения таможенного оформления, а в отношении подкарантинной продукции, завершение таможенного оформления которой будет происходить в месте доставки — карантинный фитосанитарный контроль (надзор) осуществляется по месту прибытия (первичный карантинный фитосанитарный контроль), а также в местах завершения таможенного оформления (вторичный карантинный фитосанитарный контроль).

В случае выявления при проведении карантинного фитосанитарного контроля нарушений фитосанитарных требований, уполномоченное должностное лицо принимает решение о запрете ввоза партии подкарантинной продукции и составляет протокол об административном правонарушении.

Арбитражный суд, исследовав материалы административного дела и заслушав представителя Управления Россельхознадзора по Челябинской области, подтвердил, что общество своими действиями нарушило порядок ввоза на территорию Российской Федерации подкарантинной продукции и пришел к выводу о правомерном привлечении общества к административной ответственности по ст. 10.2 КоАП РФ.

По словам главного специалиста-эксперта отдела правовой работы И.С. Драчёвой, в феврале 2014 года ЗАО в апелляционном порядке обжаловало решение Арбитражного суда, признавшего постановление Управления Россельхознадзора по Челябинской области правомерным и обоснованным. Однако Арбитражный апелляционный суд также признал постановление Управления Россельхознадзора по Челябинской области о привлечении ЗАО к административной ответственности правомерным и обоснованным и оставил в силе решение Арбитражного суда первой инстанции.